Спектакль

как во владимирской православной гимназии воцерковили мандельштама

В последний день января Владимирская православная гимназия показала в христианском культурном центре «Встреча» (Москва) камерный спектакль «Вторая речка. Мандельштам». Правда, в гимназии это действо называют «урок-эссе».

Идея спектакля возникла у директора гимназии священника Алексия Головченко во время поездки на Дальний Восток, где он побывал в районе г. Владивостока «Вторая речка». Раньше там был пересыльный лагерь, где погиб поэт, теперь — православная гимназия. «Мы сделали этот урок-эссе для того, чтобы не только дети выступали, но каждый бы мог участвовать, — объяснил структуру спектакля священник. — Для того чтобы все соединить в любви».

Воцерковление культуры

И вот трое старшеклассников рассуждают о Мандельштаме, его стихах и трагическом жизненном пути. Читают стихи и прозу. Предлагают читать зрителям — с листа или на память. Немолодой близорукий мужчина, слегка запинаясь, начинает любимое, видимо, с юности «За гремучую доблесть грядущих веков…», кто-то достает очки и читает с листа продолжение:

…За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.

Хороших детей не бывает

Это действительно эссе — ребята делятся своими мыслями, подчас «неудобными»: «Я не могу это больше слушать! Стихи какие-то ужасно сложные, образы жуткие…» Это и урок: вехи биографии, учеба и любовь, арест и смерть в пересыльном лагере «Вторая речка», воспоминания современников. Трагические стихи перемежаются легкими:

Жил Александр Герцович,
Еврейский музыкант, —
Он Шуберта наверчивал,
Как чистый бриллиант.

И всласть, с утра до вечера,
Заученную вхруст,
Одну сонату вечную
Играл он наизусть…

И закономерный вопрос: «А у него есть что-нибудь… о Боге?» И неожиданный ответ: «У него все о Боге!»:

В хрустальном омуте какая крутизна!
За нас сиенские предстательствуют горы,
И сумасшедших скал колючие соборы
Повисли в воздухе, где шерсть и тишина.

С висячей лестницы пророков и царей
Спускается орган, Святого Духа крепость,
Овчарок бодрый лай и добрая свирепость,
Овчины пастухов и посохи судей.

Вот неподвижная земля, и вместе с ней
Я христианства пью холодный горный воздух,
Крутое «Верую» и псалмопевца роздых,
Ключи и рубища апостольских церквей.

Но проницательный зритель понимает, что с Богом у Мандельштама не так все просто.

Воцерковление культуры

Обращают на себя внимание режиссерские находки: параллельное чтение гомеровского списка кораблей и списка сталинских лагерей, разбитый на глазах у зрителей стакан, вальс вокруг полок с запрещенной литературой, портрет Сталина и указатель «Вторая речка».

Не только ХХ век

Премьера спектакля состоялась 27 декабря 2013 года, спустя ровно 75 лет со дня гибели Осипа Мандельштама.

Закономерно возникает вопрос: зачем в православной гимназии мучить детей таким сложным и страшным материалом? Не лучше ли сосредоточиться на каноничных житийных образах и подготовке к ЕГЭ?

Об этом рассказал директор гимназии священник Алексей Головченко.

Православное гетто

Православное гетто

«Православное гетто, которое порой создают родители с детьми — это совсем не то, к чему мы призваны. „Заборы“, которые мы построили вокруг себя, надо сломать. Когда мы осознаем, для чего ходить в храм, причащаться, молиться, уже надо с этими мыслями выходить куда то, к людям. Как расширить сакральное пространство до бесконечности? Христос говорил: „Кто любит отца и матерь свою больше Меня, тот недостоин Меня“, „Враги человеку ближние его“, и люди часто воспринимают это как некоторую межу, границу между церковным и нецерковным. Но ведь нельзя спросить человека: ты любишь своего сына меньше, чем Христа? Ты любишь мужа меньше, чем мать? Нельзя ставить перед таким выбором. Но и Христос не ставит! Все наши ближние должны быть с нами во Христе, тогда не будет противоречия. Все должно быть во Христе: я, моя семья, мой попугай, мои книги…»

Воцерковление культуры

Воцерковление культуры

«Наше искусство, наша культура должна быть в первую очередь воцерковлена. И я не могу моего любимого Мандельштама отдать кому-то другому: методистам, у которых он крестился, или евреям, которые считают его „своим“ по национальному признаку.

Например, Достоевский для нас — это образ старца. И сердце мое с этим согласно. Но мозг мне говорит, что это был человек непростой, у него было множество отношений, страстей. Но все это остается за кадром, потому что мы воцерковили Достоевского. Пушкина тоже долго не считали таким уж христианским поэтом. Бесконечно припоминали „Гаврилиаду“ и разные другие моменты. Но прошло время и решили, что его творчество — вполне православное. Пушкина „воцерковили“. Но я бы старался избегать безудержного поклонения Достоевскому, Гоголю, Пушкину или кому угодно, потому что они все-таки были живые люди».

«У меня иногда спрашивают — а разве Мандельштам православный человек? А почему он — не православный? Давайте его отбросим, легче станет? Я считаю, надо за него бороться.

Мандельштам жил и умер по-христиански. Потому что он прожил жизнь честно. Мы человека измеряем не по тому, отдавал ли он долги вовремя, и даже не по творчеству, а по его смерти».

«Воцерковление культуры должно постоянно происходить. Об этом много говорил Шмеман. Он говорил: «Наше христианство проверяется культурой».

Хороших детей не бывает

«Когда ребенок всегда хороший — я ему не верю. Значит, здесь подвох, лицемерие. Разве бывают всегда хорошие? Только в житиях. Я люблю, когда дети задают вопросы, всегда побуждаю их к этому».

Отец Алексей считает, что в раннем возрасте важно знакомить ребенка с сакральным «на вкус и на ощупь»: «Для ребенка очень важна любимая икона, вкус просфоры, удивительный запах ладана. Не говорите, что ладан диакон покупает в магазине! Пусть это будет что-то таинственное». В то же время в подростковом возрасте очень важно «подвергнуть сомнению истины, которым учили в детстве, чтобы за привычным ритуалом встретить Христа».

как во владимирской православной гимназии воцерковили мандельштама

Не только ХХ век

Духовно-нравственное воспитание во Владимирской православной гимназии во многом строится на материале ХХ века, но им не ограничивается. Отвечая на вопрос Правмира, отец Алексей Головченко рассказал, как в гимназии работают с более глубокими слоями отечественной истории:

«Мы исследовали российскую государственность с 12 века. Организовали фестиваль «Шатер Андрея Боголюбского». Говорили о смутном времени, о начале династии Романовых. Ездили в Кострому, в Ипатьевский монастырь и связали его с домом Ипатьева, где были расстреляны последние Романовы… Говорили о войне 1812 года. Тут много всего интересного. Но недавняя история ХХ века детям ближе, понятнее. Она менее мифологизирована, но ждет своей мифологизации. Я вас уверяю, что война 1812 года или Куликово поле для них более понятны, чем 37-й год или 101-й километр. Подросткам это не понятно, эта тема замалчивается у нас до сих пор.

Миф вместо истории?

Священник понимает мифологизацию в христианском ключе — как соединение с Богом.

Мы даем детям образ этих сложных событий, не интерпретацию.

Собственно, мы мало что знаем о Мандельштаме толком, но у каждого из нас есть его образ, связанный с его творчеством, биографией. Неважно, как было на самом деле. Память — это не знание, а проживание какого-то события. Если в моей памяти Зоя Космодемьянская свята — значит, она свята. Жития пишутся по определенным жанровым законам, но это не исторический документ, а документ духа. По-настоящему верующий человек не будет выискивать несовпадения между Евангелиями, потому что важно, как на них отзывается сердце, и что за ними мы видим Христа.

как во владимирской православной гимназии воцерковили мандельштама

Православное гетто

Хороших детей не бывает

Миф вместо истории?

Православное гетто

Не только ХХ век

как во владимирской православной гимназии воцерковили мандельштама

Православное гетто

Православное гетто

Миф вместо истории?

Не только ХХ век

Миф вместо истории?

Миф вместо истории?

Не только ХХ век

Воцерковление культуры

как во владимирской православной гимназии воцерковили мандельштама

Миф вместо истории?

Миф вместо истории?

Воцерковление культуры

Не только ХХ век

Хороших детей не бывает

Миф вместо истории?

как во владимирской православной гимназии воцерковили мандельштама

Хороших детей не бывает

Хороших детей не бывает

Воцерковление культуры

Миф вместо истории?

как во владимирской православной гимназии воцерковили мандельштама

Мария Хорькова

Фото Владимира Ходакова

ОДОЛЖИТЕ ТЕНОРА! Прощальный спектакль